Наши рассылки



Интересное


загрузка...

Сказкотерапия

Печать E-mail
 «Мальчик плевался зимой, и слюна у него во рту замерзла. Тогда к нему в рот пришли дети кататься на языке, как на горке, но потом пришла весна, горка растаяла, и мальчик понял, как плохо плеваться».
(Сказка, придуманная ребенком)
СказкотерапияВ последнее время большую популярность приобрела так называемая сказкотерапия, или, если дословно, лечение сказкой.

Прием действительно отличный и доступен любым родителям. Но ситуации бывают разными, поэтому мы расскажем о принципе создания мини-сказок, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

Узнайте, в чём суть проблемы ребенка: поссорился с приятелем; боится чудища за креслом; обиделся на папу, который не поиграл с ним после работы. Избегайте вопросов в лоб, допросов, беседы на повышенных тонах. Поговорите с ребенком доверительным тоном, в спокойной обстановке. Если не удается вызвать его на откровенность, проведите разведку в детском саду, в школе, среди других членов семьи или друзей. Сам малыш об этом знать не должен. Какими бы мелкими ни показались вам причины детских огорчений, отнеситесь к ним серьезно и с уважением.
Не рассчитывайте на то, что ваш собственный вариант выхода из конфликта подойдет ребенку. Наверняка вы будете приводить слишком сложные и непонятные аргументы. Малыш может пропустить их мимо ушей еще и потому, что поглощен своими проблемами или не понимает, в чем его ошибка.
Приступая к сочинительству, помните: главный герой сказки обязательно должен быть похож на малышавозрастом, внешностью и даже именем. Последнее, правда, получается не всегда: некоторые дети категорически против того, чтобы герой носил их имя. Не бедапридумайте максимально похожее. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей. Герой должен сталкиваться с теми же проблемами, что и ребенок, только в других обстоятельствах. Для дошкольного и младшего школьного возраста лучше, если эти обстоятельства будут сказочные — с участием говорящих зверушек, принцев и т. д. Для подростка лучше придумать максимально современную сказку или перенестись в будущее. Все в сказке должно быть узнаваемым.
Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на ту, что с ним случилась в действительности, и приписываем герою сказки все переживания ребенка.
Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они решают проблему. Постепенно он начинает понимать свою неправоту, распознает свои ошибки и пытается их исправить. Очень важно по ходу действия отмечать положительные стороны героя, хвалить его.

Внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Если он следит за тем, как герой сказки решает свою проблему, сделайте на этом акцент. Вы заметили, что малыш заскучал? Добавьте эмоций:
И еще несколько советов:
• Не растягивайте сказку на несколько дней. Она должна быть короткой и обязательно со счастливым финалом.
• В сказке герой может встретить «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача — через сказочные события показать ребенку ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
• Если малыш на следующий день попросит повторить историю, обязательно выполните его просьбу. Это значит, что ребенку нужно обдумать вариант решения, который выбрал герой. Не торопите его.
• Для закрепления достигнутого эффекта предложите ребенку нарисовать главного героя за разными делами, которыми тот занимался по ходу сказки. Повесьте эти рисунки над детским рабочим столом или кроваткой.
А теперь — несколько примеров того, как с помощью «сказки-лекарства» подкорректировать плохое поведение ребенка. Итак, ребенок ведет себя плохо, если:
• Очень хочет привлечь к себе внимание. Придумайте и вставьте в свою «лечебную сказку» узнаваемые ситуации, положительные примеры, полезные модели: как привлечь внимание окружающих, не вызывая у них неудовольствия и раздражения.
• Он хочет стать главным: самостоятельно управлять ситуацией, обозначить свою власть над сверстниками или взрослыми. Иначе говоря, он хочет чувствовать себя лидером и вести себя как лидер, но пока не очень-то понимает, как это сделать, и потому прибегает к скандалу как «заменителю лидерства». Сказка пригодится и на этот случай: в ней можно продемонстрировать, как герой проявляет лидерские качества, не отравляя при этом жизнь себе и окружающим. Пусть маленький человек поймет, что одна из главных особенностей любого хорошего предводителя — постоянная забота о своих друзьях.
• Он решил за что-то отомстить взрослому. Если вы об этом догадались, придумывайте похожую ситуацию, и пусть герой «терапевтической сказки» правильно разберется в ней и поведет себя должным образом. Или «заставьте» героя неправильно понять похожую проблему, а потом во всем разобраться и сделать правильные выводы.
• Ему страшно, что-то его тревожит, Он боится, что у него что-то не получится. В этом случае персонажи придуманной вами сказки должны помочь ее главному герою преодолеть страх, поддержать его, подсказать, что нужно делать, чтобы добиться успеха. Такой сказкой вы не только подтолкнете малыша к правильному поведению, но и поможете ему поверить в то, что и у него всегда найдутся друзья и близкие, которые подставят плечо в трудную минуту.
• У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия неадекватных поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за вашим маленьким слушателем.

Источник: Podrugi.by