Гиперактивность и синдром дефицита внимания охватывают все большее количество детей.
Прежде чем перейти к практической части, определимся с терминами.
Если говорить медицинским языком, гиперактивность характеризуется несколькими блоками признаков: дефицит внимания, повышенная возбудимость, сверхактивность, импульсивность, расстройства восприятия. Упоминание в разговоре с родителями слов «дефицит внимания» вызывает, мягко говоря, недоумение. «Да он никогда не был обделен вниманием, скорее наоборот, избалован!» — в один голос негодуют родители. Но этот диагноз означает не отсутствие внимания родителей к ребенку, а демонстрируемый самим ребенком недостаток внимания по отношению к работе, занятиям, продолжительному общению и т.п. Расстройство восприятия проявляется в неадекватном понимании родительской любви, окружающей среды, в том числе смысла обращенных к ребенку слов, и столь же неадекватной реакции на все перечисленные и другие внешние воздействия.
Почему возникает эта проблема?
Однозначного ответа для всех случаев гиперактивности нет. Виной тут может быть генетика, социальная среда, окружающая малыша, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации первого года жизни, так называемая ММД (минимальная мозговая дисфункция). Кстати, последняя, по мнению многих именитых ученых, повинна в школьных проблемах половины неуспевающих учеников.
На основании каких признаков можно заподозрить гиперактивность?
Обратитесь к невропатологу, если ваш ребенок:
• с младенчества спит меньше сверстников
• беспокоен в движениях
• избегает скучных (в его понимании) заданий
• плохо координирует движения
• не регулирует свои действия
• непоследователен в поведении
• находится в постоянном движении, ерзает на месте
• подчас агрессивен, плохо контролирует свои эмоции, в том числе гнев
• часто нарушает правила
• часто «громит все на своем пути»
• плохо организован и слабо поддается вашим попыткам организовать его
• с трудом сосредоточивает внимание на чем бы то ни было.
Сам по себе один из этих признаков ни о чем не говорит. Но комбинация из нескольких — это повод забеспокоиться.
Если ваш ребенок действительно гиперактивен, имеет смысл руководствоваться достаточно простыми, но вполне эффективными правилами.
Имейте в виду: пики гиперактивности приходятся на первый-второй годы жизни, когда у ребенка формируется речь, на третий год и на шестой-седьмой.
Как общаться с гиперактивным ребенком?
1. Не запрещайте ребенку бурно проявлять себя.
2. Не приказывайте.
3. Не заискивайте.
4. Если от ребенка что-то требуется, об этом надо попросить; если ребенок не слышит вас, повторите свою просьбу ровным тоном и одними и теми же словами несколько раз подряд.
5. Раз и навсегда откажитесь от чтения нотаций.
6. Перед началом любого задания предложите малышу пожелать себе самому что-нибудь, связанное с этим занятием {например, выполнить быстро, получить удовольствие, выполнить, как супермен).
Избегайте слова «нет»: вместо отказа или запрета предлагайте выбор,
Выполняя с ребенком домашнее задание, будьте сами максимально сдержанны, не давайте волю эмоциям.
Чаще беседуйте с ребенком по душам.
Как его наказывать?
1. Оставьте ребенка в комнате одного, закройте дверь и дайте ему там недолго посидеть, предложив поразмыслить над тем, что произошло.
2. На просьбы, слезы и истерики не реагируйте. Когда ребенок выйдет из комнаты, об инциденте не вспоминайте, не задавайте вопросов типа «Осознал?». Не настаивайте, чтобы ребенок непременно извинился.
3. Полезно выработать систему наказаний (равно как и поощрений) вместе с ребенком. Желательно, чтобы он был хотя бы отчасти согласен с тем, что вы решите. В дальнейшем используйте именно эти наказания и поощрения.
4. В момент, когда «буря разразилась», не ругайте, а отвлеките ребенка. Можно:
• задать неожиданный вопрос
• предложить другой вид деятельности
• пошутить.
Следуйте нескольким правилам на протяжении всего детства:
1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
2. Не записывайте его в слишком большое количество! кружков и секций, даже в случае обнаружения у него неординарных способностей.
3. Всегда выслушивайте ребенка со вниманием и до конца.
4. Всегда устанавливайте и поддерживайте хорошие отношения и постоянную связь со всеми воспитателями и учителями. Старайтесь получить любую информацию о ребенке и будьте за нее благодарны.
5. Всегда соблюдайте четкий режим дня; должно быть фиксированное время для сна, еды и прогулок.
6. Откажитесь от длительного просмотра телевизора.
7. Научите ребенка выплескивать накопившуюся усталость и гнев безобидным способом; в зависимости от возраста это можно сделать по-разному:
• громко пропеть или прокричать любимую песню,
• сломать пару игрушек,
• пробежаться, подпрыгнуть, подраться с боксерской грушей,
• изложить на бумаге все свои чувства к обидчику и порвать ее.
8. Для того чтобы успокоиться, идеально подходят тихие вечерние прогулки, а также сматывание клубка ниток.
9. Не вините в проблеме ни ребенка, ни себя, что бы вы ни слышали от окружающих. |