Наши рассылки



Интересное


|
загрузка...

Болезни, которых можно избежать

Печать E-mail
Каждый из родителей, безусловно, стремится, чтобы его ребенок вырос не только успешным, но и здоровым. Все хорошо знают: для нормального процесса взросления нужны полноценное питание, закаливание, экологически чистая среда, но не менее важна спокойная, поддерживающая, психологически здоровая обстановка в семье.   Ведь 60—80% заболеваний (сердечно-сосудистые, бронхиальная астма, язвенная болезнь, сахарный диабет, нейродермиты) являются психосоматическими, то есть возникают не только при неблагоприятных условиях внешней среды, но и у людей с определенными личностными особенностями. Как же воспитывать ребенка, чтобы он вырос здоровым и душой, и телом?

Если ребенок желанный, будущие папа и мама с радостью ждут его появления на свет, всегда, независимо от внешних обстоятельств, принимают его таким, какой он есть, искренне любят и поддерживают его, то у малыша многократно возрастают шансы иметь спокойный характер, крепкие нервы и здоровое сердце. Что же препятствует здоровому процессу взросления?

Гиперопека и критика со стороны взрослых

Если взрослые слишком опекают ребенка, проявляют чрезмерную требовательность к нему, делают массу критических замечаний, возлагают на него неоправданно большие надежды, пытаются сомоутвердиться и решить за счет ребенка свои несбывшиеся карьерные ожидания, ребенок может стать замкнутым, тревожным, мнительным, болезненным.

Гиперопекающие родители не воспитывают у своих детей навык опираться на свои способности и умения. Напротив, они внушают своим детям, что их благополучие всегда будет зависеть от старших, что родители всегда знают, какое решение правильнее.

Если ребенок подсознательно чувствует, что не может соответствовать высокой планке, поставленой перед ним родителями, организм нередко «находит выход» в мнимых и реальных заболеваниях. Болезни у такого человека могут обостряться в ситуациях принятия жизненно важных решений, в ситуациях выбора, поскольку при подобном воспитании он не привык брать на себя ответственность, действовать самостоятельно, доверять своим чувствам, своему внутреннему миру и опыту.

Игнорирование ребенка

Некоторые родители настолько заняты своими проблемами, что обращают внимание на ребенка только тогда, когда он жалуется на боль или недомогание. Неосознанно ребенок начинает концентрироваться на болезненных ощущениях, ведь он получает со стороны взрослых необходимые ему внимание и поддержку, только если он болен.

Такая родительская установка приводит к ипохондрическому развитию личности ребенка: объективно здоровый ребенок все чаще ощущает себя больным, сосредоточивает свое внимание на неприятных ощущениях в той или иной части организма, с удовольствием рассказывает о том, что его беспокоит. В свою очередь это приводит к сужению его интересов и контактов с окружающими. Ведь другие проявления его личности (успехи или неудачи в школе, общение со сверстниками) остаются без внимания со стороны взрослых.

Психологическое и физическое насилие со стороны взрослых


В некоторых семьях существуют негласные правила, в соответствии с которыми детям запрещается открыто проявлять свои чувства, особенно негативные, обсуждать возникающие у них проблемы, высказывать собственное мнение. В таких семьях не принято, чтобы дети возражали взрослым, отстаивали свои права и интересы. Когда сын или дочь наивно говорят правду, их за это наказывают, критикуют, унижают, иногда даже бьют. В результате подавления своих чувств, накопления невыраженных обид, злости и других негативных ощущений ребенок может вырасти слабым, болезненным, безвольным.

По мере взросления такие дети привыкают и сами не брать на себя ответственность, игнорировать свои чувства и потребности. С другой стороны, только в случае заболевания, взрослые начинают считаться с ребенком, относиться к нему более бережно, не наказывают его, удовлетворяют его потребности. Таким образом, ребенок с раннего детства неосознанно вырабатывает привычку получать желаемое, манипулируя окружающими с помощью своих многочисленных болезней. Став взрослым, такой человек использует свое недомогание как эффективный способ управлять близкими. Для таких людей болезнь нередко становится единственным способом добиться своих целей и удержать возле себя тех, кто может о них позаботиться.

От них родственники нередко могут услышать такие фразы: «Не возражай мне, у меня больное сердце», «Ты доведешь меня до инфаркта», «Разве ты не видишь, что своими поступками сокращаешь мне жизнь?» и т.п.

Именно о таких людях Сократ писал: «Если кто-то ищет здоровья, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, — только тогда ты сможешь ему помочь».

Какую стратегию воспитания выбрать родителям детей, которые часто жалуются на болезненные ощущения, стремятся пропускать уроки в связи с плохим самочувствием, избегают сложностей?

Ребенок не всегда осознает свои потребности. Взрослые должны понимать: возникновение любой болезни или недомогания может быть сигналом о том, что, возможно, имеют место проблемы психологического характера. Важно не подкреплять у детей стремление избегать сложностей с помощью недомогания. Родителям необходимо установить доверительные отношения со своим ребенком. Старайтесь при общении с сыном или дочкой быть всегда внимательными и доброжелательными. Любите своего ребенка и обязательно проявляйте свою любовь действиями: взглядом, прикосновениями, заботливыми поступками.

Поощряйте ребенка открыто выражать свои чувства и мысли. Дети охотно рассказывают о своих проблемах, если чувствуют, что родители искренне и серьезно воспринимают их сложности. Если вы заметили, что ребенок чувствует себя неуверенно в каких-то сложных для него ситуациях, выслушайте его, посочувствуйте ему, даже если в данный момент у вас нет готового ответа или решения.

Помните: каждый ребенок время от времени совершает какие-либо проступки. Если он в чем-то провинился, критикуйте именно его действия, а не его самого как личность. Если ребенка постигает неудача, проанализируйте вместе с ним причину. Возможно, цель выбрана неправильно или способ ее достижения. Ребенок должен понимать, что его могут настигать неудачи на пути к какой-либо цели, но это не свидетельствует о его несостоятельности. Важно дать ему понять, что других людей тоже нередко преследуют неудачи, они зачастую служат стимулом к самосовершенствованию.

Воспитывайте у своего ребенка адекватную самооценку на основе реальных успехов. Помогите им найти те сферы, которые вызовут у них искренний интерес и в которых они смогут реализовать свои способности и таланты. Объясните сыну или дочке, что возможности и ресурсы у каждого человека не безграничны. У ребенка должно быть достаточно свободного времени. Поощряйте его самостоятельность.



Татьяна Кульбачка, психолог
 
Источник: Зеркало Недели