Да, это все признаки кризисного периода, который начинается примерно в этом возрасте (но может и чуть раньше или чуть позже). У ребенка происходит просто всплеск самостоятельности. А также он начинает очень сильно эмоционально реагировать на непонимание взрослыми его желаний, жестов, мимики, или на невыполнение. А этого, кстати не избежать, т.к. малыш уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду, книги и т.д и т.п. Не все желания ребенка выполнимы потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Но уверяю вас, что, в основном, все эти реакции терпимы и преодолимы. Бывают отдельные ситуации в некоторых семьях, где дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего проявление сильных эмоциональных реакций у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Что нужно делать, чтобы вы и ваш ребенок благополучно пережили кризис первого года? Во-первых, предоставить малышу больше самостоятельности (в допустимых пределах, конечно). Во-вторых, проявлять терпение и выдержку (сами не выходите из себя, а то и у вас начнется кризис). В-третьих, будьте последовательны в своих требованиях к ребенку (если нельзя, то нельзя всегда, а если можно, то можно всегда). Ну, о трудностях поговорили, теперь поговорим о хорошем. Именно в этот период у ребенка появляется своеобразная детская речь. Она, конечно, отличается от «взрослой» и по звукам, и по смыслу, но по своему звучанию иногда напоминает «взрослую». Ребенка еще сложно понимать, его речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова. Казакова Любовь Геннадьевна |